Год культуры безопасности

Год культуры безопасности

МЧС России в условиях развития современного мира и новых рисков уделяет большое внимание проведению комплексной работы по предупреждению и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций, а также повышению культуры безопасности жизнедеятельности населения. Именно поэтому по сложившейся в чрезвычайном ведомстве традиции 2018 год объявлен Годом культуры безопасности.

Проведение комплекса мероприятий, предусмотренных в наступающем году, направлено на повышение культуры безопасности в различных сферах деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения, придание нового импульса развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках Года культуры безопасности в 2018 году по всей стране пройдут информационно-профилактические мероприятия, дни открытых дверей и уроки безопасности, к участию в которых будут привлечены самые широкие слои населения, представители органов государственной власти, бизнеса и других референтных групп.

МЧС России совместно с заинтересованными ведомствами реализует Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 2030 года и Стратегии развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года. Пройдут всероссийские командно-штабные учения и тренировки, месячники безопасности, крупные международные соревнования, уроки мужества и конкурсы профессионального мастерства.

Проведение Года культуры безопасности будет способствовать развитию у населения твердых теоретических знаний и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, а также получению специалистами всех органов государственной власти уникального опыта в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников учреждений дополнительного образования, родителей (законных представителей) и обучающихся безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Современное  образовательное учреждение дополнительного образования представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников. Центр дополнительного образования — это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Актуальность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дополнительного образования  и существующими противоречиями: 

 1) Объективной необходимостью более раннего информирования обучающегося о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;

 2) Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у обучающихся;

 3) Важностью целенаправленной деятельности родителей (законных представителей), всех сотрудников  МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» (далее — Центра)  и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов;

 4) Осмысление противоречий позволило сформулировать проблему — поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим».

Основными  задачами  в  области  обеспечения  безопасности 
образовательного пространства  являются:

1)  Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

2) Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

3) Аттестация образовательного учреждения по созданию медико — социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса;

4)  Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками Центра требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

5)   Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

6) Формирование у обучающихся и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»;

7)  Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

8)  Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего учреждения — это прежде всего:

  • Нормативно-правовое обеспечение;
  • Научно-методическое сопровождение;
  • Разработка методических рекомендаций.

Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса — проблема, с которой сталкиваются все руководители образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления образовательного учреждения. Для этого необходимо: совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовать распределение обязанностей, совершенствовать планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, разрабатывать и внедрять методы мониторинга условий воспитания и обучения в Центре, обучать целевые группы (руководитель, медицинский персонал (при наличии), педагоги, обучающиеся) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.

Следующим этапом является организация номенклатуры деятельности — сформирован перечень нормативно — правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Так, организация охраны труда в МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара  регламентируется основными нормативными документами:

  • Устав МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим»;
  • Коллективный договор МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим»;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно — распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты Центра устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и обучающихся в период их пребывания в МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим». 

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ,
РЕШАЕМЫЕ В МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности обучающихся и персонала МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно — образовательного процесса. В МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим  назначаются ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно — образовательного процесса:

 — разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

 — разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 — в соответствии с постановлением от 7 октября 2017 года  № 11235 «Об утверждении требований к антитеррористиечской защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ  разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности).

Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с обучающимися и персоналом Центра на случай угрозы террористического акта. Систематически проводится обследование образовательного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом. В Центре делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в  МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с обучающимися и персоналом Центра на случай угрозы пожара. 

Само понятие «безопасность» включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но также транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего вышеперечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности. Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара
позволяет достичь следующих  результатов:
  • Систематизированы и разработаны локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим»;
  • Накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства;
  • Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в области формирования культуры безопасности.