Информация для родитетей

Дорогие родители, бабушки и дедушки!

Руководство и педагогический коллектив благодарит вас за активную помощь и участие в творческой жизни нашего Центра, за поддержку и понимание. Одной из самых важных составляющих в работе нашего Центра является то, что способно сделать совместную деятельность детей, педагогов и родителей содержательной, интересной и радостной.

Вместе мы делаем наш Центр – домом, в котором царит атмосфера добра, заботы и тепла. Только вместе, единым дружным коллективом, можно решать важные задачи в обучении, воспитании и развитии наших детей. Нашему коллективу очень важно, каких результатов достигнут наши дети. 

Родители детей, обучающихся в нашем Центре,  являются членами большой дружной творческой семьи. Благодаря вашей активной помощи возможно участие ваших детей творческих коллективов в престижных фестивалях, смотрах и конкурсах, приобретение новейшего оборудования для наилучшего оснащения Центра. Без вашей помощи, дорогие Родители, наши мечты не станут реальностью.

Спасибо вам, уважаемые родители, что доверяете нам самое дорогое – своих детей! Коллектив Центра надеется на ваше понимание, поддержку и дружбу.

О ДЕТСКИХ КРУЖКАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЗАНЯТИЙ.

По статистике, более половины семей предпочитают заполнять свободное время ребенка занятиями в различных кружках по интересам, клубах, секциях. Английский язык, логика, рисование, танцы, спортивные секции – выбор сейчас более чем широк. И родители, чьи дети не посещают никаких кружков (не важно, по какой причине), зачастую мучаются от представления о собственном несовершенстве и угрызений совести от того, что не дают своим детям чего-то важного, винят себя за то, что не сумели заставить ребенка ходить в музыкальную школу или на плавание, и настоять на своем. А стоит ли это делать?

Куда отдать ребенка?

Чаще всего в кружки ребенка начинают записывать в возрасте 4 – 6 лет. В это время дети еще не так самостоятельны, чтобы говорить о сколько-нибудь сознательном выборе с их стороны или возможности противостоять принятому родителями решению. Поэтому особенно важно, чтобы взрослые не только подмечали наклонности своих детей, но и направляли их активность в нужное русло.

            Специальные виды одаренности – к рисованию, музыке, лепке, пению – встречаются в дошкольном возрасте даже чаще, чем общая одаренность. Психика ребенка восприимчива практически ко всем видам обучения. Не случайно в детские хоры, танцевальные ансамбли, кружки рисования детей этого возраста принимают в основном без предварительного отбора. Их способности легко развиваются в ходе занятия. Более высокие достижения в этих сферах могут быть связаны с наличием задатков, богатым воображением, повышенным интересом и склонностью к данному виду деятельности. Поэтому на этом этапе важно попробовать разные возможности, посмотреть, что наиболее интересно ребенку, предоставить ему право выбора.

Создать условия для всестороннего или направленного развития малыша – задача каждой семьи. Но далеко не всегда из ребенка, подающего надежды, вырастает настоящий талант.

Людям свойственно загадывать на будущее, но делать это в отношении собственных детей порой небезопасно. В этом случае родительские ожидания тяжелым бременем ложатся на детские плечи. А интересы ребенка могут измениться. То, что раньше доставляло удовольствие, теперь делается исключительно под нажимом взрослых, которые уже напланировали и навоображали бог знает что, расписали будущее наследника чуть ли не на тридцать лет вперед. Ребенок же живет сегодняшним днем, категории «потом» и «раньше» почти недоступны его сознанию.

Успехи ребенка, безусловно, должны поощряться взрослыми. Но строить на них какие-то расчеты пока рано. Интересы, склонности и способности малыша еще неоднократно изменятся, и любимейшие вчера танцы сегодня могут не вызывать ничего кроме отвращения.

Безусловно, приобретенные умения не раз пригодятся ему в жизни, и не нужно считать напрасно потраченными время и деньги, если из малыша не вырастет знаменитый певец или ваятель. Формирование его способностей в этом возрасте принесет свои плоды в дальнейшем: обогатит личность ребенка, сделает ее более гармоничной, цельной и интересной для окружающих.

Когда маленький человек идет в школу, он начинает уже лучше понимать, чего ему самому хочется. И здесь все зависит как от интересов семьи, устремлений родителей, так и от желаний самого малыша. И замечательно, если эти составляющие находятся в гармонии. Ведь именно в этом случае у ребенка есть шансы добиться успехов в выбранной им деятельности.

Подростки уже начинают группироваться со сверстниками, ищут зоны интереса, и главная задача родителей – поддержать их в этом. Как раз в этот период подросшее чадо часто заявляет о том, что его устремления изменились и ваш выбор его больше не устраивает.

Если ребенок проявляет стойкое нежелание ходить куда-либо, прежде чем заставлять и настаивать, стоит для начала разобраться, с чем это связано. Если такое нежелание возникло после периода стойкой увлеченности – это может быть потеря интереса, поиск другой сферы деятельности. В этом случае стоит ли настаивать на своем?

Я знаю уйму случаев, когда люди, окончив музыкальную школу, с треском захлопывали крышку фортепиано навсегда, иногда заодно проникнувшись стойким отвращением к музыке вообще, а годы, проведенные за обучением, считали потерянными зря, или тех, кто, отучившись в кружке по рисованию, больше никогда не брали в руки кисть и карандаш… Оно надо?

Возможно, интерес малыша сохранился, но произошел конфликт с педагогом или сверстниками. Тогда есть смысл помочь уладить недоразумение, а если это невозможно – найти другой кружок, тот, где ваше чадо поймут и поддержат. Также нежелание ходить куда-либо может быть результатом депрессии, которая в подростковом возрасте встречается не так уж и редко. Здесь бесполезно заставлять и настаивать, нужно помочь ребенку выйти из этого состояния, и проблема с кружком решится сама собой. Внезапное снижение интереса может свидетельствовать и о резких изменениях в состоянии здоровья, в этом случае стоит проконсультироваться с врачом.

Возможно также, что малыш просто банально перегружен, и сил даже на самый любимый кружок уже не остается. Давайте просто посчитаем, сколько времени отнимают у ребенка дополнительные занятия. При этом учтите, что 10 часов ребенку нужно на сон, 5 часов отнимают занятия в школе и еще часа 2 – подготовка домашнего задания. Прибавьте еще полтора часа на еду, гигиенические процедуры и прочие нужные дела, как минимум 2 часа нужно оставить на прогулку на свежем воздухе и игры. Получается, что и на сами дополнительные занятия, и на проезд к месту их проведения остается не более 3,5 часов. Укладывается ли он в это время?

А может быть, ваш ребенок чем-то настолько увлечен дома (чтением, общением с животными, рисованием, музыкой), что для того, чтобы быть счастливым, и кружки ему не нужны?

Главное – честно ответить себе на эти вопросы. Ведь счастье вашего ребенка зависит пока только от вас.

Иногда бывает и так, что родители сами, пусть и не желая того и даже не осознавая, «отбивают» у ребенка желание чему-то учиться, осваивать новое или продолжать заниматься чем-то, постоянно критикуя и поправляя его действия в данном направлении. И в этом случае даже любимое занятие вполне может превратиться в «каторгу».

Дело в том, что когда ваш ребенок чему-то учится, общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Вот четыре из них.

Первый, самый очевидный – это знание, которое он получит, или умение, которое освоит.

Второй результат менее очевиден – это тренировка общей способности учиться.

Третий результат – эмоциональный след от занятия – удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

Наконец, четвертый результат – след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимаете участие в занятиях. Здесь итог тоже может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

К сожалению, здесь нас подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!

Не критикуйте ребенка, не поправляйте его, если он увлечен или сосредоточен. А если вы еще проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимое и вам, и ему.

Может возникнуть вопрос: как же ребенок научится, если не указывать ему на ошибки? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку, во-вторых, ее лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в момент, когда ребенок увлечен делом, наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» Но если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Тут вам окажут содействие волшебные слова «давай вместе». Они открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Если ребенок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что «он не знает, как» или вообще бросает начатое после первых неудач – это сигнал о том, что ему необходимо помочь. При этом возьмите на себя только то, что он действительно не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. И по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Стоит ли настаивать на своем и заставлять детей заниматься чем-либо «из-под палки»? Здесь мнения расходятся. И для того, чтобы принять решение, стоит изучить все «за» и «против».

Конечно, занятия в кружках – это смена вида деятельности, стиля общения (в кружках он чаще всего более неформальный, чем в школе), круга общения, обстановки, в конце концов, это способ организации досуга ребенка. Это безусловные плюсы.

Занятия в секциях и клубах по интересам способствуют развитию способностей и повышению самооценки, но… только в том случае, если вы сделали правильный выбор. Поэтому, если ваш ребенок отказывается посещать спортивную секцию или музыкальную школу, возможно, это повод задуматься: вдруг вы мучаете уравнениями талантливого музыканта? Или заставляете рисовать способного шахматиста.

Остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки?

Присмотритесь, у ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем теми, которые сейчас кажутся вам самыми важными. Главное – суметь их разглядеть. Поверьте в ребенка и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

«Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить,» – гласит американская пословица. Можно заставить ребенка чем-то заниматься, но будет ли от этого польза? Есть один важный закон: личность и способности человека развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Безусловно, родители могут настаивать на своих решениях, но только в том случае, если это не вредит ребенку, тогда, когда вы точно уверены, что отказ идти в секцию связан с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Жизнь все равно потом расставит все по своим местам. В конце концов, сколько человек, окончивших музыкальную школу, сделали музыку своей профессией? А каков процент добившихся действительно выдающихся успехов в этом? К тому же вряд ли этих успешных в свое время насильно таскали на занятия. А уж если человек сам хочет чему-то научиться, он сделает это в любом возрасте, даже будучи взрослым, и получит от этого массу удовольствия.

Если вы чувствуете себя виноватыми в том, что, возможно, ваш ребенок недополучает чего-то важного в жизни, помните, что ваша задача – увидеть и поддержать его задатки, а не реализовать свои несбывшиеся мечты и потешить собственные амбиции.

Об этом можно откровенно поговорить с ребенком, обсудить супругам между собой, в конце концов, обратиться к кому-то, кто поможет сориентироваться и, возможно, подскажет то, что вы не замечаете.

Для вас, родители!

                            Правила эффективного общения родителей с детьми

При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:

      Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

     Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

     Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

   Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

    Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

    Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»

· Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто… говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).